Предложения в английском языке строятся иначе, чем в русском, и если не учитывать это, то можно неправильно истолковать услышанную или прочитанную информацию. Зная правильный порядок слов в английских предложениях, этой проблемы можно избежать.
Английские предложения подчиняются особой стилистике. Если в русском языке можно играть со словами в предложении, например: Я обычно смотрю телевизор по вечерам, или, Я по вечерам обычно смотрю телевизор, или, Я смотрю обычно телевизор по вечерам т.д., то на английском это будет гораздо сложнее, или вообще невозможно. Правильно будет сказать:
I usually watch TV in the evenings.
I usually watch TV in the evenings.
Также в русском языке много неполных предложений, т.е. без подлежащего, или без сказуемого. Например:
Мне холодно. Уже поздно. Не получится. Это часы.
А в английском это невозможно, потому что во всех английских предложениях есть подлежащее и сказуемое. Посмотрим на перевод тех же неполных предложений:
It is cold. (It - подлежащее, is - сказуемое)
It is already late. (It - подлежащее, is - сказуемое)
It will not work. (It - подлежащее, will - сказуемое)
This is a watch. (This - подлежащее, is - сказуемое)
Мне холодно. Уже поздно. Не получится. Это часы.
А в английском это невозможно, потому что во всех английских предложениях есть подлежащее и сказуемое. Посмотрим на перевод тех же неполных предложений:
It is cold. (It - подлежащее, is - сказуемое)
It is already late. (It - подлежащее, is - сказуемое)
It will not work. (It - подлежащее, will - сказуемое)
This is a watch. (This - подлежащее, is - сказуемое)
Таким образом в большинстве английских предложений следующий порядок слов:
Подлежащее (Subject) - Сказуемое (Predicate) - Дополнение (Object) - Обстоятельство (Adverbial modifier). Обстоятельство может стоять наоборот вначале.
Пример: I visited Norway last winter./ Last winter I visited Norway. - Прошлой зимой я посетил Норвегию.
Рассмотрим немного подробнее основные члены предложения.
1. Подлежащее (Subject) является одним из главных членов предложения и обозначает предмет, о котором идёт речь. Подлежащее в английском отвечает на вопрос кто? что?, и может быть выражено существительным, местоимением, герундием, числительным и даже инфинитивом. Рассмотрим на примерах:
Parents always care about their children. - Родители всегда беспокоятся о своих детях. (существительное)
You are an excellent architect. - Ты замечательный архитектор. (местоимение)
Gardening is a popular hobby in England. - Садоводство - популярное хобби в Англии. (герундий)
Ten is an even number. - Десять - чётное число. (числительное)
To err is human. - Ошибаться свойственно человеку. (инфинитив)
You are an excellent architect. - Ты замечательный архитектор. (местоимение)
Gardening is a popular hobby in England. - Садоводство - популярное хобби в Англии. (герундий)
Ten is an even number. - Десять - чётное число. (числительное)
To err is human. - Ошибаться свойственно человеку. (инфинитив)
2. Сказуемое (Predicate) также является основным членом предложения, обозначающим действие, которое совершает подлежащее. Сказуемое отвечает на вопрос что делает(ся)?, и выражается личным глаголом в разных временах, залогах и наклонениях. Например:
The hunter walks towards the woods. - Охотник идёт в сторону леса. (настоящее время)
The hunter walked towards the woods. - Охотник шёл в сторону леса. (прошедшее время)
The hunter will walk towards the woods. - Охотник пойдёт в сторону леса. (будущее время)
The hunter walks towards the woods. - Охотник идёт в сторону леса. (настоящее время)
The hunter walked towards the woods. - Охотник шёл в сторону леса. (прошедшее время)
The hunter will walk towards the woods. - Охотник пойдёт в сторону леса. (будущее время)
One famous architect built the city hall - Один известный архитектор построил мэрию города. (активный залог)
The city hall was built by one famous architect. - Мэрия города была построена одним известным архитектором. (пассивный залог)
The city hall was built by one famous architect. - Мэрия города была построена одним известным архитектором. (пассивный залог)
I am reading this book. - Я читаю эту книгу. (изъявительное наклонение)
Read this book! - Прочитай эту книгу! (повелительное наклонение)
I wish I could read this book. - Как бы мне хотелос прочесть эту книгу. (сослагательное наклонение)
Read this book! - Прочитай эту книгу! (повелительное наклонение)
I wish I could read this book. - Как бы мне хотелос прочесть эту книгу. (сослагательное наклонение)
3. Дополнение (Object) - это второстепенный член предложения, следующий за сказуемым. Дополнение обозначает предмет, и отвечает на вопросы кого? что? кому? чему? кем? чем? Оно также может отвечать на вопросы с предлогами, например про что? о ком? о чём? на чём? и т.д. В английском существует два основных вида дополнений: прямые и косвенные. Прямые дополнения соответствуют русскому родительному падежу (кого? что?). А косвенные дополнения соответствуют остальным падежам:
- дательному (кому? чему?)
- винительному (кого? что?)
- творительному (кем? чем?)
- предложному (о ком?чём?)
В свою очередь косвенные падежи бывают с предлогом и без предлога.
Рассмотрим на нескольких примерах:
- дательному (кому? чему?)
- винительному (кого? что?)
- творительному (кем? чем?)
- предложному (о ком?чём?)
В свою очередь косвенные падежи бывают с предлогом и без предлога.
Рассмотрим на нескольких примерах:
He gave me his pen. - Он дал мне свою ручку. (косвенное дополнение, прямое дополнение)
I've bought a present for my daughter. - Я купила подарок для моей дочки. (прямое дополнение, косвенное дополнение с предлогом)
Liz is looking for her phone. - Лиза ищет свой телефон. (прямое дополнение)
We wrote a letter to our teacher. - Мы написали письмо нашему учителю. (прямое дополнение, косвенное дополнение с предлогом)
Let's talk about this film. - Давайте поговорим об этом фильме. (косвенное дополнение с предлогом)
I've bought a present for my daughter. - Я купила подарок для моей дочки. (прямое дополнение, косвенное дополнение с предлогом)
Liz is looking for her phone. - Лиза ищет свой телефон. (прямое дополнение)
We wrote a letter to our teacher. - Мы написали письмо нашему учителю. (прямое дополнение, косвенное дополнение с предлогом)
Let's talk about this film. - Давайте поговорим об этом фильме. (косвенное дополнение с предлогом)
4. Обстоятельства (Adverbial modifier) - это второстепенные члены предложения, которые ставятся обычно в конце предложения. Однако обстоятельства могут употребляться и в начале предложения, а иногда и в середине, в виде наречий частоты: usually (обычно), always (всегда), sometimes (иногда), и т.д. Обстоятельства обычно относятся к глаголу и объясняют как и когда совешалось действие. Они отвечают на вопросы где? когда? как? как часто? зачем? почему? Рассмотрим на примерах:
They arrived in the morning. - Они прибыли утром. (когда?)
Yesterday I met my friends. - Вчера я встретился со своими друзьями. (когда?)
We sometimes visit the theater. - Мы иногда ходим в театр. (как часто?)
Ricardo speaks French fluently. - Рикардо говорит на французском бегло. (как?)
She was late because of the traffic. - Она опоздала из-за транспортной пробки. (почему?)
We will meet at the river. - Мы встретимся у реки. (где?)
Yesterday I met my friends. - Вчера я встретился со своими друзьями. (когда?)
We sometimes visit the theater. - Мы иногда ходим в театр. (как часто?)
Ricardo speaks French fluently. - Рикардо говорит на французском бегло. (как?)
She was late because of the traffic. - Она опоздала из-за транспортной пробки. (почему?)
We will meet at the river. - Мы встретимся у реки. (где?)
Наречия частоты обычно ставятся перед глаголами действия в предложении. Однако, если основной глагол to be, то перед ним. Например:
He is always late. - Он всегда опаздывает. (перед to be)
I sometimes run in the morning. - Я иногда бегаю по утрам. (после глагола)
I sometimes run in the morning. - Я иногда бегаю по утрам. (после глагола)
Зная основные члены предложения, можно рассмотреть разницу порядка слов в разных типах предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные.
I. Так, в утвердительных предложениях стандартный фиксированный порядок слов:
Subject - Predicate - Object - Adverbial Modifier
или
Adverbial Modifier - Subject - Predicate - Object
Примеры:
Bill bought a new sweater two days ago. - Билл купил новый свитер два дня тому назад.
Last week we went to the cinema. - На прошлой неделе мы пошли в кинотеатр.
I. Так, в утвердительных предложениях стандартный фиксированный порядок слов:
Subject - Predicate - Object - Adverbial Modifier
или
Adverbial Modifier - Subject - Predicate - Object
Примеры:
Bill bought a new sweater two days ago. - Билл купил новый свитер два дня тому назад.
Last week we went to the cinema. - На прошлой неделе мы пошли в кинотеатр.
Иногда бывают и инверсии. Например, если нужно сделать ударение на определённый предмет обсуждения:
That's him who helped me after all. - Это именно он, кто помог мне в итоге.
You do need to concentrate on this topic. - Тебе на самом деле нужно сконцентрироваться на этой теме.
Такие конструкции в английском называются эмфатическими.
II. Отрицательные предложения образуются с помощью употребления вспомогательных глаголов (Auxiliary verbs) с частицей "not", перед основными. Например:
You do need to concentrate on this topic. - Тебе на самом деле нужно сконцентрироваться на этой теме.
Такие конструкции в английском называются эмфатическими.
II. Отрицательные предложения образуются с помощью употребления вспомогательных глаголов (Auxiliary verbs) с частицей "not", перед основными. Например:
He doesn't (does not) enjoy this book at all. - Ему совсем не нравится эта книга.
I don't (do not) see the point why we're here. - Я не вижу смысла в том, что мы здесь.
Their parents didn't (did not) allow them to stay up late. - Их родители не позволили им остаться до поздна. (вспомогательный глагол did используется в прошедшем времени).
We won't (will not) accept these conditions. - Мы не примем такие условия. (вспомогательный глагол will используется в будущем времени)
I don't (do not) see the point why we're here. - Я не вижу смысла в том, что мы здесь.
Their parents didn't (did not) allow them to stay up late. - Их родители не позволили им остаться до поздна. (вспомогательный глагол did используется в прошедшем времени).
We won't (will not) accept these conditions. - Мы не примем такие условия. (вспомогательный глагол will используется в будущем времени)
В случае если основной глагол to be или модальный (can, must, should, и т.д.), вспомогательного глагола не требуется, доcтаточно лишь добавить отрицательную частицу "not". Например:
She isn't (is not) a fan of chocolate. - Она не фанатка шоколада.
They aren't (are not) going to buy this house. - Они не собираются покупать этот дом.
You shouldn't (should not) throw litter on the streets. - Не следует бросать мусор на улице.
We can't (can not) join your party tomorrow. - Мы не сможем присоединиться к вашей вечеринке завтра.
He mustn't (must not) touch this button. - Он не должен трогать эту кнопку.
III. Вопросительные предложения в английском образуются также с помощью вспомогательных глаголов или путём инверсии. Рассмотрим на примерах:
They aren't (are not) going to buy this house. - Они не собираются покупать этот дом.
You shouldn't (should not) throw litter on the streets. - Не следует бросать мусор на улице.
We can't (can not) join your party tomorrow. - Мы не сможем присоединиться к вашей вечеринке завтра.
He mustn't (must not) touch this button. - Он не должен трогать эту кнопку.
III. Вопросительные предложения в английском образуются также с помощью вспомогательных глаголов или путём инверсии. Рассмотрим на примерах:
Does he like ice-cream? - Ему нравится мороженое? (вспомогательный глагол does)
Is he one of those famous scientists? - Он является одним из тех известных учёных? (инверсия)
Is he one of those famous scientists? - Он является одним из тех известных учёных? (инверсия)
Как видно из примеров, в отличие от русского, где вопрос от утвердительного предложения отличается только наличием вопросительного знака, для образования английских вопросов нужна перестановка членов предложения. Так, вобщих вопросах на первое место ставится вспомогательный глагол (do или does), на второе - субъект, и на третье - основной глагол, и далее другие члены предложения. Например:
Do I know you? - Я вас знаю?
Does he own her money? - Он ей должен денег?
Do your parents know about this? - Твои родители знают об этом?
Did you enjoy your last holiday? - Тебе понравился твой последний отпуск. (did - вспомогательный глагол прошлого времени)
Does he own her money? - Он ей должен денег?
Do your parents know about this? - Твои родители знают об этом?
Did you enjoy your last holiday? - Тебе понравился твой последний отпуск. (did - вспомогательный глагол прошлого времени)
Ответы на такие вопросы обычно даются исходя из вспомогательного глагола. Например:
(?) Do you like my new hairstyle? -Yes, I do. -No. I don't. - Тебе нравится моя новая причёска? -Да. -Нет.
Если основной глагол в предложении модальный или to be, то общие вопросы образуются путём инверсии, т.е. перестановки членов предложения, где сказуемое ставится перед подлежащим. Рассмотрим несколько примеров:
(+) He is a doctor. - Он врач.
(?) Is he a doctor? -Yes, he is. -No, he is not. - Он врач? -Да. -Нет.
(+) Your parents are in Portugal now. - Твои родители сейчас в Португалии.
(?) Are your parents in Portugal now? -Yes, they are. -No, they aren't. - Твои родители сейчас в Португалии? -Да. -Нет.
(?) Is he a doctor? -Yes, he is. -No, he is not. - Он врач? -Да. -Нет.
(+) Your parents are in Portugal now. - Твои родители сейчас в Португалии.
(?) Are your parents in Portugal now? -Yes, they are. -No, they aren't. - Твои родители сейчас в Португалии? -Да. -Нет.
(+) We can visit them later. - Мы можем навестить их позже.
(?) Can we visit them later? -Yes, we can. - No, we can;t. - Мы можем навестить их позже? -Да. -Нет.
(+) They should leave now. - Они должны уйти сейчас же.
(?) Should they leave now? -Yes, they should. -No, they shouldn't. - Они должны уйти сейчас же? -Да. -Нет.
(?) Can we visit them later? -Yes, we can. - No, we can;t. - Мы можем навестить их позже? -Да. -Нет.
(+) They should leave now. - Они должны уйти сейчас же.
(?) Should they leave now? -Yes, they should. -No, they shouldn't. - Они должны уйти сейчас же? -Да. -Нет.
(+) I would like some more tea - Я бы хотел ещё немного чая.
(?) Would you like some more tea? -Yes, I would. -No, I shouldn't. - Хотели бы Вы ещё немного чая? -Да. -Нет.
Все вышеперечисленные вопросы относятся к категории общих вопросов, которые требуют кратких ответов: да или нет. Однако есть ещё и специальные вопросы со словами what? (что?), who? (кто?), where? (где?), why? (почему?) и т.д. Данные вопросительные слова ставятся на первое место в предложениях, перед вспомогательными глаголами. Давайте сравним:
(?) Would you like some more tea? -Yes, I would. -No, I shouldn't. - Хотели бы Вы ещё немного чая? -Да. -Нет.
Все вышеперечисленные вопросы относятся к категории общих вопросов, которые требуют кратких ответов: да или нет. Однако есть ещё и специальные вопросы со словами what? (что?), who? (кто?), where? (где?), why? (почему?) и т.д. Данные вопросительные слова ставятся на первое место в предложениях, перед вспомогательными глаголами. Давайте сравним:
Is he here now? - Он сейчас здесь? (общий вопрос)
Where is he now? - Где он сейчас? (специальный вопрос)
Does it disturb you? - Это тебя беспокоит? (общий вопрос)
Why does it disturb you? - Почему это тебя беспокоит? (специальный вопрос)
Where is he now? - Где он сейчас? (специальный вопрос)
Does it disturb you? - Это тебя беспокоит? (общий вопрос)
Why does it disturb you? - Почему это тебя беспокоит? (специальный вопрос)
Is she his sister? - Она его сестра? (общий вопрос)
Who is his siter? - Кто его сестра? (специальный вопрос)
Do we have much bread left? - У нас осталось много хлеба? (общий вопрос)
How much bread do we have left? - Сколько хлеба у нас осталось? (специальный вопрос)
Who is his siter? - Кто его сестра? (специальный вопрос)
Do we have much bread left? - У нас осталось много хлеба? (общий вопрос)
How much bread do we have left? - Сколько хлеба у нас осталось? (специальный вопрос)
Can she call you later? - Может ли она позвонить тебе позже? (общий вопрос)
When can she call you? - Когда она может тебе позвонить? (специальный вопрос)
When can she call you? - Когда она может тебе позвонить? (специальный вопрос)
Таким образом, мы узучили основные члены английских предложений и их место в разных видах предложений. А также сравнили некоторые примеры употребления с русским языком и ознакомились с таким явлением, как инверсия. Читайте пословицы, обращайте внимание на порядок слов и различные виды предложений. Используйте знания на практике, и станет легче составлять правильные предложения на английском.
Правильный порядок слов наряду с инверсией можно наблюдать и в английских пословицах. Вот несколько примеров предложений с фиксированным порядком слов из народных мыслей:
Barking dogs seldom bite. - Лающие собаки редко кусают.
Patience is a plaster for all sores. - Терпение - это пластырь от всех недугов./ Всякое дело терпением одолеть можно.
Dog does not eat dog. - Собака не ест собаку./ Человек человек волк.
Familiarity breeds contempt. - Фамилиарность (чрезмерная близость) рождает презрение.
Might goes before right. - Сила идёт перед правдой./ Кто силен, тот и прав.
Money has no smell. - Деньги не пахнут.
My house is my castle. - Мой дом - моя крепость.
Patience is a plaster for all sores. - Терпение - это пластырь от всех недугов./ Всякое дело терпением одолеть можно.
Dog does not eat dog. - Собака не ест собаку./ Человек человек волк.
Familiarity breeds contempt. - Фамилиарность (чрезмерная близость) рождает презрение.
Might goes before right. - Сила идёт перед правдой./ Кто силен, тот и прав.
Money has no smell. - Деньги не пахнут.
My house is my castle. - Мой дом - моя крепость.
А также несколько примеров инверсии:
Hate not at the first harm. - Не спеши ненавидеть того, кто навредил тебе впервые.
Never too much of a good thing. - Хорошего много не бывает.
Не that comes first to the hill may sit where he will. - Тот, кто первый пришёл на холм, может сидеть где захочет./ Кто первый, того и тапки.
More haste, less speed. - Чем больше спешишь, тем меньше скорость./ Тише едешь - дальше будешь.
Much ado about nothing. - Много шума из ничего.
Не that fears every bush must never go a-birding. - Тот, кто куста боится, не должен ходить на ловлю птиц. / Волков бояться, в лес не ходить.
Like teacher, like pupil. - Какой учитель, такой и ученик.
Источник: И.А. Зыкова 2005 "Английский для начинающих"
Never too much of a good thing. - Хорошего много не бывает.
Не that comes first to the hill may sit where he will. - Тот, кто первый пришёл на холм, может сидеть где захочет./ Кто первый, того и тапки.
More haste, less speed. - Чем больше спешишь, тем меньше скорость./ Тише едешь - дальше будешь.
Much ado about nothing. - Много шума из ничего.
Не that fears every bush must never go a-birding. - Тот, кто куста боится, не должен ходить на ловлю птиц. / Волков бояться, в лес не ходить.
Like teacher, like pupil. - Какой учитель, такой и ученик.
Источник: И.А. Зыкова 2005 "Английский для начинающих"
Комментариев нет:
Отправить комментарий